«Баския», 1996

Режиссер Джулиан Шнабель

Кадр из фильма «Баския»
Фото: Miramax Films
Кадр из фильма «Баския»

В 1996 году нью-йоркский художник и музыкант Джулиан Шнабель решил освоить еще одну профессию и попробовать себя в режиссуре. В качестве героя дебютного фильма он выбрал знаменитого художника-неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баския. Аукционная стоимость его картин достигает 110 млн долларов, что остается рекордом для американских художников.

Хотя это была первая работа Шнабеля в кино, он уже был известен в художественных кругах и, кроме того, дружил со своим героем до его трагической гибели. В 1988 году Баския скончался от передозировки наркотиков в возрасте 27 лет. Шнабель привлек к проекту первоклассных актеров, в их числе Гари Олдман, Уиллем Дефо и Бенисио дель Торо. Главную роль сыграл молодой Джеффри Райт.

Одно из главных достоинств картины — реалистичное изображение богемной жизни Нью-Йорка начала 1980-х годов. За считаные годы Баския превратился из никому не известного граффитиста в одну из самых заметных фигур американской и мировой арт-сцены. Этому способствовало знакомство с Энди Уорхолом, которого в фильме играет еще одна легенда — Дэвид Боуи. Звездный статус Баския хорошо передает вопрос журналиста, обращенный к художнику во время интервью: «Говорят, ты настоящий ловелас — даже встречался с Мадонной несколько месяцев?» У двух звезд и правда были отношения — об этом рассказывал галерист Ларри Гагосян, одним из первых открывший миру работы Баския.

«Винсент и Тео», 1990

Режиссер Роберт Олтман

Кадр из фильма «Винсент и Тео»
Фото: Arena Films
Кадр из фильма «Винсент и Тео»

Винсент Ван Гог — любимый художник кинематографистов. Про него снято более десятка фильмов. Среди прочих роль великого художника исполняли Кирк Дуглас («Жажда жизни», 1956), Бенедикт Камбербэтч («Ван Гог: Портрет, написанный словами», 2010) и Уиллем Дефо («Ван Гог. На пороге вечности», 2018 — лента за авторством уже упомянутого Джулиана Шнабеля). Среди всех байопиков выделяется лента 1990 года «Винсент и Тео», посвященная отношениям художника с его братом. История этого непростого соперничества-сотрудничества во многом известна со слов самого Винсента — благодаря знаменитой книге «Письма к брату Тео».

Картину снял выдающийся режиссер Роберт Олтман, единственный американец — обладатель наград трех крупнейших европейских кинофестивалей: каннской «Золотой пальмовой ветви», венецианского «Золотого льва» и берлинского «Золотого медведя». Изначально проект существовал в виде телевизионного мини-сериала, но создатели перемонтировали его, чтобы получилась 140-минутная версия для кинотеатров. Главную роль сыграл Тим Рот, который тогда еще не успел прославиться благодаря участию в фильмах Квентина Тарантино. 

От «Винсента и Тео» не стоит ждать жизнеутверждающих сентенций или панегириков в адрес уникального художественного видения. Недаром газета The Washington Post однажды назвала Олтмана «главным мизантропом кинематографа». С наибольшим азартом режиссер, кажется, показывает сцены, когда у Ван Гога резко ухудшается психическое состояние. Тем не менее фильм Олтмана остается одним из самых разносторонних кинопортретов живописца — во многом благодаря Тео в исполнении Пола Риса. Бытовые заботы этого персонажа уравновешивают радикальные художественные искания великого голландца.

«Призраки Гойи», 2006

Режиссер Милош Форман

Кадр из фильма «Призраки Гойи»
Фото: Antena 3 Televisión
Кадр из фильма «Призраки Гойи»

Хотя жанр большинства картин о знаменитых художниках — это байопик, в них нередко добавляются другие ингредиенты. В 2006 году Милош Форман, автор культового фильма «Пролетая над гнездом кукушки», решил превратить эпизод из жизни Франсиско Гойи в остросюжетную историческую драму об испанской инквизиции. Картину «Призраки Гойи» спродюсировал трехкратный обладатель «Оскара» Сол Зэнц. Главные роли сыграли Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем и Натали Портман.

События ленты разворачиваются в конце XVIII и начале XIX века. В центре сюжета оказывается девушка Инесс, муза знаменитого Франсиско Гойи, которая привлекла внимание инквизиции. Несмотря на статус придворного художника, Гойя не может спасти Инесс и прибегает к помощи священника Лоренцо, который сам оказывается одним из антагонистов. Советовать этот фильм довольно сложно из-за местами шокирующего сюжета, который не вяжется с рекламной кампанией картины. Глядя на афиши и трейлеры, можно подумать, что зрителя ждет костюмная мелодрама. Это совершенно не подготавливает к сценам пыток и других жестокостей, тех самых, что легли в основу серии офортов Гойи «Капричос».

«Призраки Гойи» провалились в прокате, собрав всего около 10 млн долларов при 50-миллионном бюджете и стали последней работой Формана. Но даже те критики, которые ругали картину, отмечали актерские работы. Для шведского артиста Стеллана Скарсгарда, в Голливуде обычно получающего второстепенные роли, участие в проекте стало одной из самых ярких главных ролей. Не стоит забывать, что Скарсгард — один из любимых актеров Ларса фон Триера, а также звезда обеих частей «Дюны» Дени Вильнева. 

«Фрида», 2002

Режиссер Джули Теймор

Кадр из фильма «Фрида»
Фото: Miramax Films
Кадр из фильма «Фрида»

Один из самых красивых фильмов о мире изобразительного искусства сняла в 2002 году Джули Теймор, создательница известного во всем мире мюзикла «Король Лев». Главную роль в байопике художницы Фриды Кало сыграла Сальма Хайек. В основу сюжета легла биография знаменитой мексиканки, выпущенная в 1983 году и ставшая бестселлером. Интерес к ее экранизации проявляли Мэрил Стрип, Роберт де Ниро и Дженнифер Лопес.

Основные вехи биографии Фриды Кало хорошо известны: тяжелая авария в 18-летнем возрасте, многочисленные операции, брак с художником Диего Риверой, кратковременный роман со Львом Троцким, сенсационная выставка в Париже, кончина в возрасте 47 лет. Все это в фильме присутствует. Риверу играет Альфред Молина, Троцкого — неподражаемый Джеффри Раш. Если бы Теймор просто пересказала все драматичные события, то уже получилась бы интересная лента. Но постановщица пошла дальше и напрямую включила в сюжет персонажей с картин Кало. Некоторые кадры «Фриды» повторяют полотна художницы. Кроме того, в сцену аварии Теймор добавляет довольно жуткий анимационный эпизод, снятый братьями Квей и вдохновленный мексиканским Днем мертвых.

Уникальный визуальный стиль «Фриды» принес ей заслуженное попадание в лучшие фильмы 2002 года по версии Американского киноинститута и шесть номинаций на «Оскар». Лента получила две статуэтки за лучший грим и лучшую музыку к фильму. Саму Теймор номинировали не как режиссера, а как соавтора песни Burn It Blue, звучавшей в одной из сцен.

«Девушка с жемчужной сережкой», 2003

Режиссер Питер Уэббер

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»
Фото: Pathe
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой»

Фильмов о художниках довольно много, но фильмы об одной-единственной картине можно пересчитать по пальцам. Мелодрама 2003 года «Девушка с жемчужной сережкой» посвящена знаменитому полотну Яна Вермеера, вернее, вымышленной истории его создания.

Лента стала полнометражным дебютом британского режиссера Питера Уэббера. Голландского живописца сыграл Колин Ферт. По сюжету, в его дом приходит юная служанка Грит в исполнении Скарлетт Йоханссон. 16-летняя девушка вдохновляет художника, но вызывает недовольство его семьи. Музыку к фильму написал знаменитый кинокомпозитор Александр Деспла, постоянный соавтор Уэса Андерсона, обладатель двух «Грэмми» и двух «Оскаров». Как и в случае с «Фридой», для создания атмосферы и визуального стиля создатели «Девушки с жемчужной сережкой» вдохновлялись полотнами Вермеера.

Выход фильма заново пробудил у поклонников искусства интерес к картине, ведь до сих пор неизвестно, кого именно изобразил Вермеер. Исследователи даже не уверены, что ухо девушки украшено жемчугом. Ученые высказывали догадки, что жемчужина такого размера в конце XVII века стоила бы огромных денег. Скорее всего, Вермеер изобразил украшение из венецианского стекла или перламутра. В 2013 году тайна «голландской Моны Лизы» натолкнула газету The Guardian и сеть радиостанций NPR на идею провести конкурс на лучшую версию того, кто изображен на картине. Один из участников предположил, что картина была рекламным плакатом производителя жемчужных сережек, но заказчик не успел поставить свой логотип, так как разорился.

«Поллок», 2000

Режиссер Эд Харрис

Кадр из фильма «Поллок»
Фото: Pollock Films
Кадр из фильма «Поллок»

Если в центре внимания «Винсента и Тео» была история двух братьев, фильм 2000 года «Поллок» рассказывал об отношениях знаменитого абстракциониста Джексона Поллока с его женой, художницей Ли Краснер. Для актера Эда Харриса это был первый опыт режиссуры, но он не хотел всего лишь стоять за камерой и оставил за собой главную роль. Краснер на экране воплотила Марша Гей Харден, и эта работа стала одной из главных удач фильма. Американская киноакадемия отметила ее наградой за лучшую женскую роль второго плана.

Большую часть своей жизни Поллок боролся с алкоголизмом и погиб в автомобильной аварии в возрасте 44 лет. До этого он успел как следует встряхнуть мир американского искусства, в первую очередь благодаря своей оригинальной технике. Творческий процесс Поллока, который ходил вокруг расстеленного на полу холста и разбрызгивал краску, оказался гораздо более киногеничным, чем традиционная работа художника. В некоторых сценах «Поллока» — благодаря ручной камере, резкому монтажу и динамичному саундтреку Джеффа Била — создание полотна в стиле action painting действительно напоминает экшен-сцены боевиков.

«Даааааали!», 2023

Режиссер Квентин Дюпьё

Кадр из фильма «Даааааали!»
Фото: Canal+
Кадр из фильма «Даааааали!»

Квентин Дюпьё — один из самых изобретательных и остроумных французских режиссеров последних двух десятилетий. Прежде чем начать кинокарьеру, он прославился как музыкант и диджей, выпускавший треки под псевдонимом Mr. Oizo («Месье Уазо»). В его фильмографии — триллеры о шине-убийце и ожившей куртке из оленьей кожи, абсурдистские комедии о похитителях собак, гигантской мухе и туннеле, который обращает вспять старение человека. Дюпьё не только сам пишет сценарии ко всем своим фильмам, но также выступает в роли оператора и монтажера.

«Даааааали!» — первая лента Дюпьё, посвященная реальной исторической личности. В центре сюжета — попытка начинающей журналистки взять интервью у самого Сальвадора Дали. При этом разговор все время переносится или обрывается по самым нелепым поводам. Великого художника в картине играют шесть разных актеров — по одному на каждую букву А в названии.

Как и подобает режиссеру-трикстеру, Дюпьё снял псевдобайопик, имеющий мало отношения к биографии великого провокатора. В интервью агентству Unifrance постановщик рассказал, что вдохновлялся Дали как персонажем, при этом не внес в сценарий никаких фактов из его жизни. Такой подход позволил режиссеру наполнить ленту своим фирменным абсурдистским юмором, а самому фильму получить 100% рейтинг одобрения на сайте Rotten Tomatoes.

Подготовил Павел Шейнин